com_2 (com_2) wrote,
com_2
com_2

Categories:

13 августа 2019: Гегард



Гегард (арм. Գեղարդ, дословно — «копьё»), – монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт, примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.




Точная дата основания монастыря неизвестна. Однако известно, что место для монастыря выбрано не случайно, так как в дохристианские времена весьма почитались места с природными родниками, а ключ с родниковой водой как раз и находится внутри основного притвора.



Полагают, что в начале IV в., в первые годы ycтaновления в Армении христианства как гocyдapcтвеннoй peлигии, был ocновaн монастырь, называющийся Айриванк − «Монастырь пещер». Факт оcновaния монастыря и его развития приписывают пeрвoмy Католикосy Армении Св. Григорy Лусаворичy и Католикосy Св. Саакy Партевy. С момента образования монастыря монахи жили прямо в монастыре и в соседних пещерах, используя их как кельи. Полагают, что в одной из таких пещерных келий жил также Св. Григор Лусаворич.



Дошедшие до нас летописи сообщают, что в монастыре Гегард, кроме пещерных келий, были также несколько церквей, жилые помещения и различные служебные постройки. Монастырь был прославлен как школа для составления манускриптов, музыкальная академия и место паломничества.



Во время правления династии Бaгрaтyни Айриванк пережил трагический период, когда арабские войска по приказу полководца Насра во второй половине 920-х годов разграбили монастырь и разрушили его. Впоследствии монастырь был восстановлен и окружен защитными стенами, которые сохранились и до наших дней, но многочисленные манускрипты монастыря были утеряны навсегда.



Хотя обнаруженные надписи были сделаны еще в 1160 г., основной монастырский комплекс Айриванк фактически относится к XIII в. Период расцвета монастыря начался только после освобождения Армении от сельджуков со стороны Закарянов.
В конце XIII в. монастырь гордился своим развитием не только благодаря покровительству царской семьи, но и как основное место паломничества, так как в нем хранилось Святое Копье, которым, как повествует Новый Завет, римский легионер пронзил распятого Христа. Вследствие этого монастырь прозвали Гегардаванк (“Монастырь копья”). Другой реликвией там же являлся деревянный фрагмент Ноева ковчега.



Монастырь был разграблен также монголами, а затем и тимуридами, частично пострадал от землетрясений 1127, 1679 и 1840 годов, а в дальнейшем был восстановлен и служил летней резиденцией армянских католикосов.





В число наиболее старых, сохранившихся на территории комплекса сооружений, входят маленькая пещерная часовня Св. Аствацацин (около 1164 г.), притвор и Катохике (кафедральная церковь), относящиеся к периоду правления Закарянов (конец XII – начало XIII вв.).





Правитель Иване Закарян получил монастырь вместе со множеством земель северной Армении в знак благодарности за освобождение страны силами армяно-грузинских войск, а затем продал Гегардаванк одному из своих вассалов, принцу Хахбакяну рода Прошьянов, который расширил монастырь и построил скальные церкви.





В годы правления Прошьянов развитие комплекса продолжалось. Именно в этот период была сооружена ирригационная система, а монастырь был украшен искусной резьбой и хачкарами, и была заказана вторая (верхняя) усыпальница.





Церковь Катохике



В 1215 году, во время правления Закарянов, к скальным церквям были пристроены Катохике (кафедральная церковь) и смежный с нею притвор. Катохике представляет собой крестообразное в плане сооружение с прямоугольными внешними стенами, а к восточному крылу церкви примыкает полукруглая апсида.



Южный фасад кафедральной церкви имеет большой, искусно орнаментированный вход. Под изогнувшейся над дверью аркой ажурная резьба украсила тимпан (архитектурная деталь фронтона) стилизованными деревьями и свисающими плодами граната и виноградными гроздьями, символизирующими жизнь, дарованную Христом. Переплетающиеся стволы деревьев формируют четыре арочные секции с растительными узорами. Вся эта конструкция обрамлена аркой с орнаментами звезд и голубей по углам, а над аркой высечены бык и лев – геральдика Иване Закаряна, благодетеля монастыря.















Восьмигранный барабан купола декорирован арками и рельефными изображениями птиц, голов животных, человеческих лиц, розеток и сосудов.
Внутри купол опирается на центральное квадратное пространство и поддерживается арками, восходящими от пилястр и полуколонн по четырем углам, где расположены небольшие двухэтажные молельни со сводами.





Основание алтаря декорировано арками и образами святых.







В свое время внутренние стены были покрыты фресками, остатки которых можно еще обнаружить. На стенах также видны многочисленные надписи и изваяния в память о средневековых благодетелях монастыря.



Притвор Катохике



Примыкающий к Катохике с западной стороны большой притвор (1215 – 1225) соединяется на своей северной стороне с грубой скальной стеной с природным родником, почитаемым как святыня еще с Бронзового века.



Внешние стены монастыря украсили многочисленные памятные кресты и надписи, а западный вход в него – тщательно исполненные геометрические узоры с растительными мотивами, вобравшими в себя и армянскую символику, и азиатское влияние на неё.







Притвор имеет центральную планировку с четырьмя приземистыми колоннами, поддерживающими пересекающиеся между собой арки перекрытия, которые делят пространство на одну большую и восемь маленьких частей. Центральный проем имеет свод в форме сталактитов – стиле, популярном в XIII столетии в Армении и Малой Азии. Геометрические узоры пола чередуются с могильными плитами знати, захоронениями богатых покровителей и уважаемых членов монастырской общины.











Стоящий справа от входа между притвором и Катохике хачкар (крест-камень) – один из самых известных памятников армянского искусства – искусная работа мастеров Тимота и Мхитара и датируется 1213 годом.



Проходы в северной стене этой стене соединяют притвор с двумя наиболее впечатляющими частями монастыря, искусно выдолбленными в скальной породе, на что потребовалось более 40 лет. Все это удивляет и поныне, особенно если учесть каким способом выдалбливалась скальная порода – сверху вниз.

Пещерная церковь Авазан



К северо-западу (слева от северной стены притвора Катохике) размещается скальная церковь Авазан («бассейн»). Пробивающийся сквозь скалу на месте доисторической пещерной святыни источник и по сей день считается священным. На этом месте совершали богослужения в Эллинистический период, и, вероятно, он являлся одним из первых источников поклонения воде еще в Бронзовую эпоху.



Церковь построена в середине XIII в. (1230-1250 годы) в виде сооружения крестообразной формы с куполом и пристройками по углам.











Надпись на основании свода купола сообщает о зодчем по имени Галдзак, нанятым на службу Прошьянами. Он же был ответственен за строительство усыпальницы и вырубленной в скале второй церкви (на противоположной стороне комплекса).

Часовня-усыпальница Прошьянов

На северо-востоке (если стоять лицом к северной стене) находится первое внутрискальное сооружение – притвор-усыпальница, украшенная горельефной резьбой на фасаде и нишами для хранения останков знати. Первоначально его строительство было поручено Закарянами в 1215 г., но настоящее сооружение было предусмотрено для Проша Хахбакяна, который купил монастырь у Закарянов и в 1283 г. поручил, вероятно, Галдзаку расширить сводчатый зал вместе с примыкающей к нему церковью Св. Аствацацин.







Наверху северной стены выдолблен большой Прошьяновский герб, а под нею лежат останки рода Прошьянов. Могущественные и богатые Прошьяны, согласно их воле, имели, тем не менее, простые и необозначенные могилы. На гербе изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях. Орел и овца были также частью герба рода Багратуни, чьими родственниками являлись Орбеляны, представленные Закарянами и позже Прошьянами.



Остальные элементы – это сирены и наличник над входной дверью и в верхних углах с двумя фигурами Св. Петроса (Петра) и Погоса (Павла), держащих ключи в рай.



Церковь Св. Аствацацин (Прошьянов)



В Церковь Прошьянов можно попасть через их родовую часовню-усыпальницу. Церковь была первоначально выстроена для рода Закарянов в 1215-1225 гг. Полагают, что она была расширена и приукрашена в 1283 г. зодчим Галдзаком для рода Прошьянов. Галдзак является также автором церкви Авазан и верхнего притвора Прошьянов.









Маленькая крестообразная в плане церковь имеет три небольшие ризницы, две из которых расположены по сторонам просторной полукруглой апсиды, а третья выдается за пределы северной стены. Полуколонны по углам центрального помещения поддерживают арки, которые, в свою очередь, поддерживают барабан и свод купола. Купол поделен на 12 секций с горельефами стилизованной лозы и Древа жизни, плодами граната и гроздьями винограда.



Стены церкви украшены подобными горельефными композициями, геометрическими рисунками и символами солнца, искусно выбитыми на стенах и обрамлениях.
Слева от алтаря имеется большой уникальный крест с мастерски вырезанным Древом жизни и символом солнца наверху и головой Адама в основании. На концах креста выбиты кресты размером поменьше и в стиле, свойственном армянским крестам. По двум сторонам изображены, вероятно, Прошьяны в момент охоты.
Среди различных символов на стенах и основании алтаря видна фигурка козла на ступеньках алтаря. Алтарь уникален тем, что ступени ведут к нему только с одной стороны, а с другой – вытесанный из камня трон. Выгравированная на троне голова льва наводит на мысль о том, что трон во время службы предполагался для Прошьянов, поскольку церковь была их личной часовней.
Трещины в стене являются следствием землетрясений, из которых наиболее разрушительное произошло в 1679 г. Пять лет спустя монастырь был реконструирован и вновь заселен, став летней резиденцией Католикоса всех армян.



Церковь Св. Аствацацин вместе с Авазаном и верхним мавзолеем является одним из самых знаменитых средневековых достижений в архитектуре Армении. Комплекс внушает трепетное благоговение тем, что зодчий вручную вырезал сооружение целиком в скальной породе сверху вниз, на завершение чего ушло более 40 лет. Невозможно переоценить степень веры, вдохновлявшей зодчего и строителей, которые выполнили такую гигантскую работу.


Притвор-склеп Пaпакa и Pyзyкaн (верхний притвор)



Верхний притвор, также как Авазан и усыпальница Прошянов были вырублены в одной твердой скальной породе для принца Папака из рода Прошьянов и его супруги Рузукан. Сохранившаяся надпись сообщает о том, что работа была завершена в 1288 г.



Вдоль узких лестниц, ведущих в притвор,– множество крестов, высеченных в камне, которые можно увидеть на всей территории монастыря.















Притвор имеет центральную планировку, а его свод поддерживается четырьмя колоннами, целиком высеченными в скальной породе. Поскольку работы были выполнены вручную, арки здесь ниже, чем в других притворах, однако, они сохраняют целостность композиции помещения, поделенного на девять равных пространств со сферическим куполом.







Притвор служит одновременно и мавзолеем, что, возможно, было его первоначальной функцией. Здесь сохранились захоронения только принцев Мерика и Григора рода Прошьянов. Следы остальных же могил не сохранились.



Акустика помещения поразительна и превосходно подходит для исполнения шараканов – армянских религиозных песнопений, звуки которых, кажется, возносятся к небу и льются в примыкающие помещения.



Монастырь был известен еще и своей музыкальной школой и композиторами шараканов, среди которых была Саакадухт, творившая и обучавшая музыке в монастыре в VIII в. Каноны того времени требовали, чтобы женщина не появлялась перед монахами, но, благодаря своим произведениям, Саакадухт была настолько знаменита, что церковь разрешила ей преподавать в монастыре, оставаясь, однако, за занавесью.





В конце притвора в нижнем углу имеется маленькое отверстие, выходящее к усыпальнице Прошьянов. Полагают, что отверстие было сделано в средние века для того, чтобы песнопения сверху проникали и в нижний этаж.

Пещерная часовня Лусаворича



Неотъемлемой частью монастырского комплекса является множество (возможно, сотни) монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь.



Многие из них, включая целый ряд около внутрискальной церкви Св. Аствацацин, были разрушены во время землетрясения. В монастыре поддерживался весьма аскетический образ жизни, и монахи жили, работали и молились в подобных кельях. Некоторые из них не покидали своих маленьких жилищ до самой смерти.



К востоку от церкви Катохике наверху каменной лестницы расположены такие же кельи. Они называются “Пещерами Лусаворича”, так как предполагается, что в начале IV века в них жил Св. Григор Лусаворич, основатель монастыря и проповедовавший христианскую веру. В числе других знаменитых личностей, живших в монастыре, были армянские католикосы Нерсес Мец и Саак Партев и великий учитель и историк XIII века Мхитар Айриванци.
Некоторые из этих грубых келий были обращены в сторону главной церкви (Катохике) и имели вырубленные в стене алтари и рабочие столики. В кельях, несомненно, жили отшельники, которые пришли в эти труднодоступные места для отрешения от мирских желаний.



Известность монастыря возросла особенно после помещения в нем реликвий – «Подлинной Пики» и того, что считается фрагментом Ноева ковчега. Более того, он стал популярен благодаря своему гостеприимству, обеспечивавшему путникам безопасный ночлег в монастыре или по соседству с ним.


Хачкары Гегарда





Прямо в скалах вблизи келий и выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано XI-XIII вв. и лишь некоторые относятся к более позднему периоду.



Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах.
Надписи на хачкарах также свидетельствуют о том, что монастырь имел важное значение. Хачкары Гегарда являются неповторимыми образцами искусства хачкаров и поражают своей композицией и исполнительским мастерством.



Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» – красителем, получаемым из определенного вида кошенилей (червей). Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана сама по себе: краске, которую вы видите, более 800 лет.





Tags: Армения, Гегард, Панармянские игры, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment