com_2 (com_2) wrote,
com_2
com_2

Categories:

13 августа 2019: Гарни, часть 1



Храм в Гарни (арм. Գառնու տաճար) – языческий храм в Армении построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом I. Находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Был разрушен в результате землетрясения 1679 года, восстановлен из руин в советское время.








Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.







Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней»



Гарнийская клинопись на греческом языке



Для уточнения периода строительства крепости очень важной оказалась греческая клинопись, обнаруженная в 1945 году на сельском кладбище Гарии, которая гласит: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, властитель построил собор для царицы и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования». Согласно этой записи, владыка Великой Армении Трдат 1-ый (66-88 гг.), во время своего правления (77 год н.э.) осуществил в крепости строительные и восстановительные работы. По мнению искусствоведа и востоковеда К. В. Тревер, эти работы проводились в счет средств, переданных Трдату I римским императором Нероном на восстановление столицы Арташат.

Храм Гарни (Митры)



На основании различных изучений исследователи сделали вывод о том, что храм действительно был построен во второй половине I века.



Он является единственным сохранившимся архитектурным памятником поздней античной (римской) эпохи не только в Армении, но и во всем регионе.



Храм построен из местного гладкотесанного голубоватого базальта, камни длиной до 1,5 метров. Стены возведены без использования известкового строительного раствора с сухой кладкой. Камни скреплены железными штырями как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении, а узлы мест их крепления залиты свинцом.



По своей задумке храм является греческим периптером, установленным на римском подиуме, а на плане – прямоугольный зал площадью 5,05 м х 7,98 м (около 40 кв.м), окруженный с каждого из поперечных фронтонов шестью и с продольных фронтонов восемью колоннами ионийского стиля.



Есть предположение, что эти 24 колонны олицетворяли время суток. Обрамление строения отличается высочайшим мастерством исполнения. Капители колонн украшены овальными орнаментами и резьбой, карнизы – львиными головами, пальмовыми и акантовыми листьями.



Целым рядом архитектурных деталей данное строение отличается от западных малоазиатских и северо-сирийских памятников того же времени. Важной особенностью и отличием являются роскошь и разнообразие барельефов на капители и карнизах. Присущие армянскому искусству орнаменты в виде растений (винограда, граната, листьев орешника), а также техника резьбы по базальту свидетельствуют, что в строительстве храма в основном участвовали местные мастера.



По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены барельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками. Один из них смотрит на восток, а другой — на запад. Существует мнение, что на пилонах в свое время устанавливались жертвенники.



Храм был воздвигнут в честь бога Солнца Митры. Митра, подобно свету – символу правды, часто изображался борющимся с быком (с тьмой). На алтаре внутри зала был установлен пьедестал со статуей Митры, сражающегося с быком.









Храм стоял нерушим до XVII века и рухнул во время разрушительного землетрясения в 1679 году. В средневековых армянских письменных источниках, в миниатюрах, фресках и мозаиках его письменное описание или изображение не сохранилось.



В 1968 году, в результате длительных изучений А. Саинян составил план восстановления храма. Именно на основе этого плана в 1968-1976 гг. и было осуществлено восстановление. Это было сделано теми те техническими приемами, что и в 1-м веке. Камни вновь были скреплены железными штырями и закреплены свинцом.



Взамен отсутствующих архитектурных элементов были вставлены новые, без резных орнаментов, и ровно через 1900 лет после основания храма строение вновь обрело свой первоначальный вид.



Гарнийский Храм Святого Сиона



В первой половине VII века около Гарнийского Храма Бога Митры был построена Церковь Святого Сиона с крестообразным основанием, круглой планировкой и центральным куполом. Судя по сохранившимся архитектурным фрагментам, окна строения были увенчаны резным орнаментом. Справа от входа в церковь похоронен Католикос всех армян Маштоц Ехвадеци (833-898гг.). В XIII веке на его мавзолее была построена часовня.





Крепость была полностью разрушена при вторжениях арабов, но поселок сохранил свое существование и во второй половине IX века разросся и стал поселковым городом.



В начале X века, в царствование Ашота II Багратуни, восстановлена также и крепость. В Х-ХV вв. Гарни стал одним из наиболее крупных и значимых городов Армении.





В окрестностях крепости сохранились и другие фрагменты архитектурных строений раннего и развитого средневековья, такие как Церковь Хумаражам (IV-V вв.), однонефная Церковь Святой Богородицы (XXI-XIII вв.), монастырский комплекс «Патриарха Маштоца» или «Сумпенц ванк» (XII-ХШ вв.), трехнефная Церковь Святой Богородицы (XVII-XIX вв.), часовни, хачкары и так далее.







Царская баня Гарни



Самым ценным строением, сохранившимся от дворцового комплекса, является царская баня. Она находится приблизительно в 50 метрах к северо-западу от храма и построена по характерной для всех остальных дворцовых строений технике и теми же материалами. Несмотря на то, что точная форма постройки неизвестна, тем не менее, криволинейные осколки потолка свидетельствуют, что она, по всей вероятности, имела сводчатый купол.



В бане имеются следующие друг за другом четыре комнаты, в основании – гипокаустовая система. Юго-восточные стены бани изогнуты наружу.

Под двойными полами комнат равномерно установлены скрепленные между собой тонким известковым слоем опоры в виде дисков шириной 6,7-7,0 см и диаметром 20,0-25,0 см.





На опоры уложены крупные плиты (толщиной 6,0-7,0 см, площадью 60-70 кв.см), которые покрыты раствором извести, песка и дробленого кирпича толщиной 5,0-8,0 см.





Идущие из топки горячий воздух и дым, проходя через межопорные пространства, вначале подогревали предназначенные для горячей воды банные комнаты, затем, с существенно более низкой температурой, попадали в помещения для теплой воды и в конце, уже совсем Остывшие, доходили до помещения, предназначенного для холодной воды. Таким образом, банные комнаты разогревались по необходимости, и потери тепла не происходило.





Особенно интересна мозаика пола предбанника (раздевальни). Она была обнаружена в 1953 году. Замысел мозаики очень богат, и выполнена она из кубиков размером 1,0-1,5 кв.см, природных камней 15 оттенков, принесенных из устья реки Азат. Основной цвет – светло-зеленоватый. В центре мозаики тонким цветовым сочетанием выполнена прямоугольная рамка с витым орнаментом, внутри которой с помощью разноцветных кубиков мастерски изображены антропоморфные бюсты Океана и Моря, первый – в виде мужественного человека с густыми волосами и рогами, а второй – в образе красивой прекрасноокой женщины, из головы которой вправо и влево разлетаются щупальца рака. Над этими изображениями бордовыми камешками выложена загадочная надпись: «Работали, ничего не получив взамен». В середине плетеного круга, в качестве воображаемой оси, изображены греческие мифологические ихтиокентавры, нереиды, рыбаки, рыбы, дельфины, устрицы, человекоподобные божества и так далее. Около каждого их них написано имя на греческом языке (Океанус, Таласа, Главкос, Тетис, Эрос, Питое, Потос, Пелеус и так далее).



Как архитектурные детали, так и сюжет мозаики в бане Гарни, а также стилевые и цветовые особенности дают основание датировать данное строение концом III века.





Tags: Армения, Гарни, Панармянские игры, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment