com_2 (com_2) wrote,
com_2
com_2

Categories:

9 августа 2019, Ереван: Кольцевой бульвар


Кольцевой бульвар был включен в разработанный в 1924 году Александром Таманяном генплан Еревана, по которому бульвар тянулся вдоль реки Гетар и отделял культурный центр города от экономической зоны. Бульвар должен был отделять малый центр города от большого. В итоге проект осуществлён лишь частично — парк охватывает центральную часть города с севера, востока и юго-востока. Тянется от проспекта Тиграна Меца и собора Святого Григория Просветителя на юге до озера Поплавок и проспекта Маштоца на севере. Имеет форму серпа длиной около 2,5 километров и шириной 120 метров.

Начинаем своё путешествие по бульвару от сквера имени Мартироса Сарьяна на пересечении проспектов Маршала Баграмяна и Месропа Маштоца.



Статуя Мартироса Сарьяна (1986). Скульптор Левон Токмаджян, архитектор Артур Тарханян.


Скульптурная группа «Мужчины» (памятник героям к/ф «Мужчины»). Скульптор Давид Минасян, идея памятника принадлежит Давиду и Тиграну Кеосаянам — сыновьям режиссёра фильма Эдмона Кеосаяна. Установлен в 2007 году, открытие было приурочено к 70-летнему юбилею режиссёра фильма «Мужчины» Эдмонда Кеосаяна и 35-летию выхода фильма на экраны страны.
Памятник армянским «Мужчинам» представляет собой скульптурную композицию, запечатлевшую итоговую сцену фильма: четырёх героев в зимних одеждах, стоящих на «последнем» кадре киноленты с выбитыми на ней титрами с именами членов съемочной группы: режиссера Эдмонда Кеосаяна, голоса за кадром – Зиновия Гердта и т.д.


Герои комедии «Мужчины», четыре друга-таксиста (слева направо): Вазген – Азат Шеренц, Сако – Армен Айвазян, Арам – Аветик Геворкян и Сурен – Мгер (Фрунзик) Мкртчян. Скульптурная группа расположена около балкона, на котором время от времени показывалась красавица Карине (Алла Туманян), в которую был безнадежно влюблен Арам.


К северу от площади начинается Каскад.


Рядом на проспекте Маштоца находится памятник Уильяму Сарояну. Памятник классику американской литературы установлен в 2008 году к 100-летию великого соотечественника. Скульптор Давид Ереванци, архитекторы: Рубен Асратян, Левон Игитян.


Переходим через проспект Маштоца к скверу Комитаса. Памятник поэту и музыканту XVIII века Саят-Нове. Установлен в 1963 году к 250-летию ашуга. Скульптор Ара Арутюнян, архитектор Эдуард Сарапян.


Сквер Комитаса. Памятник Комитасу, установлен в 1988 году. Скульптор Ара Аратюнян, архитектор Феникс Дарбинян.


Комитас — армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижёр. Основоположник армянской музыкальной школы полифонической музыки.


Площадь Франции. Памятник художнику Жюлю Бастену Лепажу работы Огюста Родена. Памятник – подарок президента Франции Николя Саркози украшает площадь Франции в Ереване как символ дружбы Франции и Армении. Для Еревана была выполнена отливка статуи, которая, как и та, что стоит на могиле художника, является оригиналом (в соответствии с действующим законодательством считаются оригиналами до двенадцати отливок с исходной формы; авторские формы хранятся в Музее Родена в Париже).


Начало Кольцевого бульвара. Кафе «Арагаст».


Памятник армянскому гампру – волкодаву (скульптор Левон Токмаджян). Памятник является подарком армянской общины Амстердама Еревану по случаю 2800-летия столицы. Порода собак Гампр считается в Армении национальным брендом и достоянием.


Памятник-родник «Дружба Еревана и Каррары» (архитектор Рафо Исраэлян). Копия подарка ереванцев итальянскому городу-побратиму – туфовая стела-фонтан, которую подпирают два барашка.


Памятник известному армянскому поэту и общественному деятелю Ваану Терьяну (2000). Скульптор Норайр Карганян, архитектор Гамлет Хачатрян.


Памятник жертвам Холокоста. Памятник жертвам геноцида армян и жертвам еврейского холокоста был открыт в 2006 году. Инициатором создания выступила еврейская община Армении. Автором монумента является известный архитектор Рубен Аручян.


Памятник «Варк авержутян» («Житие вечности», 2012). Эта скульптура известного французского скульптора армянского происхождения Давида Ереванци посвящена двум отважным армянкам, спасшим в трагические дни Геноцида армян 1915 года в Османской империи величайшую святыню – древнюю рукопись «Арвестагир» («Мушский Гомилиарий»). Архитектор Рубен Асратян.


Рядом со станцией метро Еритасардакан расположена скульптурная композиция «Руки» (1965). Она символизирует дружбу между Ереваном и его итальянским городом-побратимом Каррара (подарена после визита в Италию в 1962 году делегации трудящихся Еревана). Скульпторы: Хильма Мадера (Куба), Ара Арутюнян.


Памятник классику армянской поэзии Аветику Исаакяну (1965). Скульптор Саркис Багдасарян, архитектор: Липарит Садоян.


Памятник Фритьофу Нансену («Нансеновский паспорт»). Скульптор Гарегин Давтян, архитектор Аслан Мхитарян. Памятник Фритьофу Нансену установлен в 2011 году. Открытие приурочено к 150-летию великого норвежского полярного исследователя, гуманиста и борца за права армянского народа.


Памятник великому армянскому художнику-маринисту Ованесу Айвазяну (Ивану Айвазовскому), 2003 год. Скульптор Юрий Петросян, архитектор Степан Кюркчян.


Памятник невинным жертвам геноцида ассирийцев 1915 года (2012). Скульптор Р. Налбандян, архитектор: Г. Алхас.


Монумент «Единый крест» (2013). Скульптор Фрид Согоян, архитекторы Размик и Тигран Манукяны.


В 1997 году в Москве у Никитских ворот возле храма Вознесения Господня был установлен монумент «Единый крест» (народное название – «Сестры»). Две молодые женщины – русская слева и армянка справа обнялись возле единого символа веры народов – Креста. Высеченная на нем надпись гласит: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». Авторы памятника – скульпторы Фридрих и Ваге Согояны. Фото https://dobrokoshka.livejournal.com/572438.html.


В 2013 году в Ереване, на перекрестке улиц Московян-Налбандян-Исаакян, была открыта авторская копия того же московского памятника, с той только разницей, что героини поменялись местами: справа встала русская женщина, армянка – слева.


Аллея армянских меценатов. «Разделённое сердце».
Мемориальный комплекс был открыт на одном из участков Кольцевого бульвара в 2012 году и включает в себя монумент, символизирующий собирательный образ армянского мецената, и памятники шести великим армянским меценатам – Александру Манташянцу (Манташев), Галусту Гюльбенкяну, Алеку Манукяну, Погосу Нубару (Нубарян), Ованесу Лазаряну (Иван Лазарев) и Микаэлу Арамянцу. Автором комплекса является скульптор Фердинанд Аракелян.
Заглавный памятник представляет собой разделённое сердце – Армению и многочисленную армянскую диаспору, расселённую по миру. А журавли выражают тоску по родине и вечную память армян о своей малой родине.


Улица Налбандяна.


Памятник писателю и революционеру XIX века Микаэлу Налбандяну. Установлен в 1965 году. Авторы монумента — скульптор Николай Никогосян и архитектор Джим Торосян.


Ереванский государственный университет.




Дом шахмат имени Тиграна Петросяна (архитектор Жаннa Мещеряковa, 1970). Дом шахмат имеет необычную треугольную форму, сходную с формой шахматной ладьи. Одна из стен здания украшена стилизованными шахматными фигурами.


Памятник поэту Егише Чаренцу (1985). Скульптор Николай Никогосян, архитектор Джим Торосян.


Улица Ханджяна.


Центр Текеяна.


Памятник композитору и хоровому дирижеру Армену Тиграняну (1987). Скульптор Арташес Овсепян, архитектор Феникс Дарбинян.


Памятник полководцу Вардану Мамиконяну (1975). Скульптор Ерванд Кочар, архитектор Степан Кюркчян.


Существует общее распространенное заблуждение о конных памятниках полководцев, что если у лошади сильно подняты передние ноги, всадник погиб в битве; если лошадь подняла одну переднюю ногу, всадник был ранен в бою или умер от ран, полученных в бою, а если все четыре копыта на земле, всадник умер собственной смертью, не в бою. Памятник же Вардану Мамиконяну озадачивает: здесь конь завис в воздухе.
Памятник Вардану Мамиконяну на момент своего создания является уникальным в мировой истории конных статуй. Нигде и никогда монументальная фигура всадника не спускалась сверху вниз; Вардан на коне скачет сверху вниз, и весь памятник острым углом врезается в армию противника. Вторая особенность: все четыре ноги коня – в воздухе. Нигде и никогда не ставили памятника с конем, пыль из-под копыт которого была бы изваяна. Кочаровский конь опирается лишь на одну точку – на пыль, которая поднялась от копыт и достигла подбрюшья коня.
Кстати, дальше на Кольцевом бульваре нас ждёт еще один уникальный конный памятник.


Памятник Тарасу Шевченко (установлен в 2013 году, открыт в 2018 году). Скульптор Владимир Петросян, архитектор Саргис Сардарян.


Поднимаемся к Собору Святого Григория Просветителя.




Собор Святого Григория Просветителя (2001).


Самый большой армянский собор, построен в память 1700-летия принятия Арменией христианства, как государственной религии.


Памятник Андранику Озаняну (1999). Скульптор Ара Шираз, архитектор: М. Мхитарян.


Памятник полководцу (зоравару) Андранику, национальному герою Армении конца XIX века – начала XX века, боровшемуся за объединение Армении.


Еще один уникальный конный памятник. Памятник представляет собой полководца, оседлавшего сразу двух лошадей, символизирующих разделенную Армению.


Памятник Александру Грибоедову. Был установлен на перекрестке центральных улиц Тиграна Меца и Ханджяна. Скульптор Ованнес Беджанян, архитектор Спартак Кнтехцян.


Конечная точка нашего путешествия – проспект Тиграна Меца.


Торговый центр «Россия» (здание бывшего кинотеатра «Россия»). Включен РБК в список 10 впечатляющих зданий советского модернизма.
Tags: Армения, Ереван, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments